+
ЗНАМЕННЫЕ ПОПЕВКИ В СЕРБСКОМ ОБИХОДЕ
стр.3-10
В статье рассмотрены песнопения сербского Обихода, имевшие устную форму бытования и записанные выдающимся композитором Стеваном Мокраняцем. Показано, что использование общих интонационных
формул — попевок — создает мелодическое родство сербского и русского
знаменного распевов. Выявлено, что закону осмогласия подчиняется большинство неизменяемых песнопений Литургии. Названы принципы их внутренней организации специфические для сербского пения и общие с русской традицией.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
СМЫСЛОВЫЕ ГРАНИ ПАСТОРАЛЬНОГО ТОПОСА В СИМФОНИЯХ ГУСТАВА МАЛЕРА
стр.10-13
В статье рассматриваются различные смысловые и образные аспекты
пасторального топоса в симфониях Густава Малера, а также принципы его
композиционной реализации. Автор приходит к выводу о том, что пасторальный топос имеет ключевое значение в образной системе симфоний Густава Малера.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
СКРЯБИН И ДУХ РЕВОЛЮЦИИ» (ПО ПРОЧТЕНИИ РЕЧИ ВЯЧЕСЛАВА ИВАНОВА)
стр.14-18
Статья представляет собой комментарий к речи Вяч. Иванова, произ-
несенной им 24 октября 1917 года и вошедшей позже в предполагаемый сборник статей писателя, посвященных А. Скрябину. «Дух революции» предстает в этой речи как составная часть мифа о композиторе, каким он складывался в среде русских символистов.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
К ИСТОКАМ НИЖЕГОРОДСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ: ВАСИЛИЙ ЮЛЬЕВИЧ ВИЛЛУАН (1850–1922) И ИМПЕРАТОРСКОЕ РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
стр.18-23
В статье представлены ранее неизвестные страницы жизни основателя
Нижегородского ИРМО Василия Юльевича Виллуана, руководившего отделением в 1873–1918 годы. На основе архивных источников автор впервые в отечественном музыкознании раскрывает историю семьи В. Ю. Виллуана: с момента приезда его предков в Россию до его конца жизни.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
О ЦИТАТАХ И АЛЛЮЗИЯХ В «АРКАНЕ» ВАРЕЗА
стр.24-32
Цитаты и аллюзии всегда интересовали композиторов, но особенную популярность приобрели в XX веке. Даже Эдгар Варез, чьи идеи были
устремлены в будущее, вступал в диалог с прошлым и с современниками. Мы рассмотрим скрытые смысловые пласты в «Аркане», своеобразной «энигматической» поэме.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
СЕРГЕЙ ТОСИН: ТВОРЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ СОВРЕМЕННОГО КОМПОЗИТОРА
стр.32-38
В статье анализируются сочинения новосибирского композитора Сергея Геннадьевича Тосина, созданные в различных жанрах для академических и неакадемических вокальных и инструментальных составов. Рассмотрены опусы 1980–2000-х годов.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ОТ ТЕХНИКИ ПАРОДИИ К КОЛЛАЖНОЙ ПОЛИСТИЛИСТИКЕ: К ВОПРОСУ О КОМПОЗИЦИОННЫХ МЕТОДАХ АРАНЖИРОВКИ В ТВОРЧЕСТВЕ АНСАМБЛЯ «ТЕРЕМ-КВАРТЕТ»
стр.38-42
В статье исследуются композиционные методы аранжировки в творчестве ансамбля «Терем-квартет». Подчеркивается взаимосвязь аранжировок, обладающих признаками полистилистики коллажного типа, с принципами киномонтажа. Основой метода служит жанровое цитирование.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ОПЕРА БОГУСЛАВА МАРТИНУ «СЛЕЗЫ НОЖА» В КОНТЕКСТЕ ФРАНЦУЗСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА
стр.42-47
В статье рассматривается одно из наиболее спорных сочинений Богуслава Мартину — одноактная опера «Слезы ножа», написанная в 1928 году по пьесе Жоржа Рибмон-Дессеня. В центре внимания автора — стилистические особенности оперы, в том числе ее связь с дадаизмом и сюрреализмом.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПЕКИНСКАЯ ОПЕРА КАК ЖАНРОВАЯ ПАРАДИГМА КИТАЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА
стр.48-52
О.Б. Никитенко, Сюй Цзянь
Статья посвящена национальному достоянию китайской культуры — пекинской опере. Уникальные элементы этого искусства сопоставляются с концептами западной театральной культуры в целях выявления онтологических характеристик составляющих пекинской оперы. Явления синтеза искусств, актерского мастерства, специфики пения и декламации рассмотрены сквозь призму аутентичных и инокультурных интерпретаций.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ВОКАЛЬНОГО ЗВУКА КИТАЙСКОГО ТРАДИЦИОННОГО ТЕАТРА С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНОГО АНАЛИЗА
стр.52-59
В статье рассмотрены различные акустические параметры, характеризующие вокальный звук китайской музыкальной драмы. Исследование проведено с использованием компьютерной программы SPAX. Получены новые данные в области изучения специфики певческих голосов пекинской оперы цзинцзюй и драмы куньцюй.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ИЗ ИСТОРИИ КИТАЙСКОЙ СЕРИЙНОЙ ТЕХНИКИ: ЛО ЧЖУНЖУН
стр.59-63
В статье освещается процесс рецепции и адаптации серийной техни-
ки в Китае в 1980-е годы. Автор обращается к творчеству композитора Ло
Чжунжуна, написавшего первые додекафонные пьесы в Китае, и рассматривает его подход к сочинению в двенадцати тонах на примере вокальной миниатюры «Собирая цветы лотоса вдоль берега реки» для сопрано и фортепиано.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ДВИЖЕНИЕ ЖАНРА МЮЗИКЛА В КУЛЬТУРНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ ХХ–ХХI СТОЛЕТИЙ
стр.64-67
В статье рассмотрена общая перспектива развития мюзикла в ХХ столетии. Национальное преломление жанра, рожденного в Америке, в других странах обнаруживает новый потенциал мюзикла, позволяющий превратить его в грандиозный глобальный зрелищный проект. Китайская версия мюзикла выявляет парадоксальные для жанра исторические и эпические характеристики, которые оказываются вполне созвучны его природе.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭСТРАДНОЙ ПЕСЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В 20-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА
стр.73-78
В статье рассматриваются основные направления развития отечественной песенной культуры в 1920-е годы в контексте историко-культурной ситуации. Исследуется трансформация традиционных форм эстрадной песни и зарождение новых жанровых линий.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова